Санаторий «Нарзан» по праву гордиться своей историей, это одна из старейших здравниц курорта.

В 1850 г. по инициативе кавказского наместника князя М.С. Воронцова была устроена особая козья ферма с пастбищем, при которой создано первое Сыворточно -лечебное заведение на КМВ. Спустя 45 лет на месте ветхих построек этого заведение было сооружено деревянное здание Скальковских нарзанных ванн 16 кабин, открытое 30 июля 1895 г. Рядом с ваннами появились котельная с трубой, баки нефти, а затем — паровая электростанция Управления Вод, различные хозяйственные постройки и ряд мелких торговых киосков.

После обзорной поездки по курортным местам Западной Европы министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов в своем докладе 1898 г. указывал, что даже небольшие европейские курорты имеют комфортабельные «Гранд -отели» со сравнительно умеренными ценами, а на КМВ таких гостиниц пока нет.

18 сентября 1901 г. вступил в силу Высочайше утвержденный закон, дающий министру земледелия и государственных имуществ право сдавать в аренду содержания, без торгов и сроком до 60 лет, участки казенной земли на КМВ для сооружения казенных гостиниц, ресторанов, концертных залов и пр.

По указанию министра А.С. Ермолова директор КМВ В,В. Хвощинский сделал объявление для всех состоятельных предпринимателей, желающих возвести за собственный счет на указанном участке в Кисловодске огромную Казенную гостиницу по заданному проекту. Наиболее подходящим местом для новой гостиницы был определен длинный казенный участок близ вокзала, размером около 1000 кв. саже, вдоль северной стороны Голицинского пр. до Тополевой аллеи. Западную часть этого участка занимали Скальковские ванны с котельной, нефтяные баки, электростанция и прочие мелкие постройки. Осенью 1902 г. архитектор И.И. Зелинский известный специалист по гостиницам КМВ, составил проект грандиозной кисловодской Казенной гостиницы на 200 номеров, с рестораном и нарзанными ваннами. Предварительная смета составила около 400 тысяч рублей.

Одним из основных претендентов на аренду и сооружение гостиницы сразу выступило Общество Владикавказской железной дороги. Однако среди прочих кандидатов в конце 1902 г. Управлением КМВ был выбран 35-летний потомственный почетный гражданин города Суджи Курской губернии Константин Федорович Тахтамиров (1867-1912).

Выходец из богатой купеческой среды, он закончил юридический факультет Московского университете и вернулся в родную Суджу, где стал гласным, а затем членом и председателем местной Земской Управы. Энергия и инициатива выдвинули К.Ф. Тахтамирова в первые ряды поместных деятелей. В 1906 г. на выборах во 2-ю Государственную Думу курчане доверили ему защиту своих интересов. Депутат Тахтамиров участвовал в различных комиссиях Государственной Думы недолго, до ее роспуска в июне 1907 г. После этого он переехал в Москву, на Большую Димитровку, и стал работать в Московском императорском техническом обществе. Здесь, в секции городского и сельского самоуправления Тахтамиров разработал вопрос о коммунальном кредите и выработал устав банка Взаимного кредита. В 1911 он был избран председателем постоянной Комиссии по профессиональному образованию в Москве.

5 декабря 1902 г. директор Хвощинский заключил договор с К.Ф. Тахтамировым, внесшим залог в 10 тысяч рублей на 50-летнюю аренду участка и постройку гостиницы. Согласно договору в распоряжение арендатора поступали все находящиеся на участке казенные постройки, и он обязывался в трехлетний срок перенести эти постройки в другие места и возвести гостиницу с ваннами и рестораном по уже составленному проекту. Казенным производителем работ со стороны Управления КМВ был назначен гражданский инженер А.Н. Клепинин. Свои строительным Подрядчиком К.Ф. Тахтамиров выбрал опытного строителя Миклашевского.

В процессе сооружения здания зодчий Клепинин, по просьбе Тахтамирова, расширил объем и площадь здания, внес значительное число дополнений и изменений в исходный проект Зелинского, став полноправным соавтором архитектурного проекта новой гостиницы.

К строительству приступили в начале 1903 г. К июню 1904 г. была завершена первая очередь здания (самая восточная), включающая в себя 60 номеров и прилегающие к ним помещения — лестницы, коридоры, клозеты и зал ресторана. Была устроена и оборудована кухня и сделан ледник, а также летняя терраса для ресторана и 5 магазинов с комнатами при них. для этих 60 номеров было устроено центральное паровое отопление. Для остальных 140 комнат, 8 магазинов, 10 ванн и других помещений к этому времени были уже выведены стены, положены железные балки, сделана часть сводов. Кроме этого, был выстроен дворовый флигель из 4 комнат, закончена канализация и водопровод, сделана котельная. В июне 1905 г. новая Казенная гостиница, выстроенная и оборудованная Тахтамировым, была принята в ведение Управления Вод. По предложению министра А.С. Ермолова она получила громкое название «Гранд — отель».

Многоэтажное кирпичное здание оформлено в сдержанном эклектическом стиле неоренессанса. Протяженное высокое здание, подобное Великой Китайской стене, вытянуто вдоль северного скола улицы и состоит из ряда разновеликих объемов, разделенных брандмауэрами и расположенных уступами с востока на запад относительно «красной линии». Эти объемы имеют строго симметричные фасады, по вертикали разделенные парами гигантских лопаток, а по горизонтали связанные общими поэтажными тягами. Крайний восточный объем имеет три этажа с мансардой, а средний и западный по четыре этажа с мансардой и со скошенными углами. Нижняя часть здания выделена рустовкой лопаток, верхняя — наличием балконов. На самом нижнем этаже здания находится ступенчатые торговые помещения с большими прямоугольными витринами. Каждый этаж выделяется своеобразием оконных проемов- прямоугольные, с жатой и полуциркульной арками. Верхние арочные проемы между венцами лопаток перекрыты дугообразными козырьками. Довольно строгое здание имеет минимум лепных украшение, хотя по описанию проекта их должно быть много. Полы в отеле были и терракотовых плиток, линолеума и паркета. Парадная лестница в вестибюле выполнена из мрамора. Номера были обставлены мебелью в стиле «ренессанс», изготовленной на московских фабриках.

Отель был оборудован водопроводом, электрическим освещением и лифтами, имел прекрасный ресторан, гостиные и читальный зал. Взамен прежних Скальковских ванн при гостинице были устроены нарзанные и пресные ванны из 10 кабин с особым нагревательным котлом. Право преимущественного пользования этими ваннами имели постояльцы отеля. Уровень цен на гостиные номера определяла администрация КМВ. Таким образом, огромная Казенная гостиница служила регулятором цен на сезонное жилье, «предохраняя публику от чрезмерной эксплуатации» чересчур алчных домовладельцев.

На нижнем этаже отеля находился ряд различных магазинов (магазин К.М. Дьячкова, обувной магазин Феликса Дзержановского, винно-бакалейный Артемия Очакова и др.) ателье фотографа И.Т. Савенкова, билетные кассы агества Международного общества спальных вагонов, бильярдная В.В. Владимирова, кинематограф «Бон-Репо» и пр. В 1907 г. врачи- компаньоны А.Г. Васильев и Н.Н. Тугаринов открыли в отеле физеотерапевтический институт «Азау», в котором использовались новейшие методы лечения тех лет (например, электро- и рентгенотерапия).

Создатель и арендатор отеля К.Ф. Тахтамиров, кроме всего прочего, зарабатывал крупными оптовыми поставками бутылочного Нарзана в Москву и Московскую губернию. Он скоропостижно скончался 21 февраля 1912 г. в Москве. Новой хозяйкой «Гранд-отеля» стала его вдова -Евгения Васильевна Тахтамирова.

В дореволюционные годы в крупнейшей и комфортабельной гостинице Кисловодска находили пристанище знатные и известные особы, среди которых было много гастролирующих артистов, выступавших в соседнем Курзале. В 1917 г. в отеле проживал молодой петроградский композитор Сергей Прокофьев, написавший здесь ряд музыкальных произведений.

В 1918 г. в номерах отеля поселились семьи деятелей местного Совдепа и Чрезвычайной комиссии. После жестокой Гражданской войны, гостиница была национализирована и превращена в пансионат с 182 номерами. В 1923 г. во время гастролей здесь жила известная танцовщица- «босоножка» Айседора Дункан, супруга Сергея Есенина, с приемной дочерью Ирмой, а спустя четыре года — советский поэт — агитатор В.В. Маяковский (о чем гласит памятная доска на стене). После Отечественной войны, осенью 1945 г. в здании, где находился военный госпиталь, открылся «санаторий повышенного типа» более чем на 300 коек. В 1948 г. Был проведен капитальный ремонт, во время которого здание было отчасти перестроено. В настоящее время здесь располагается первый спальный корпус санатория «Нарзан».

ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ, ОТДЫХАВШИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОРПУСЕ САНАТОРИЯ НАРЗАН

Владимир Владимирович Маяковский (7 июля 1893, Багдати, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. 6 сентября 1927 г. Владимир Маяковский выступал с чтением стихов в Лермонтовской галерее.

13 сентября 1927 г. выступал в Кисловодском парке. В этот период отдыхал в номере люкс центрального корпуса.

Сергей Сергеевич Прокофьев (11 (23) апреля 1891, Сонцовка, — 5 марта 1953, Москва) — русский и советский композитор, пианист, дирижёр, литератор. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).

Один из наиболее значительных композиторов XX века. Автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, ораторий и кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки, музыки для кино и театра.

Айседора Дункан — американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922—1924 годах. В её честь назван кратер Дункан на Венере.